Подведены итоги II Международного конкурса молодых ученых и специалистов «Пептидные препараты – препараты XXI века» Далее...

Церемония награждения победителей II международного конкурса молодых ученых и специалистов по тематике "Пептидные препараты - препараты XXI века" Далее...

Компания "Герофарм" приняла участие в конференции "Физиологическая активность регуляторных пептидов" Далее...

Благотворительный фонд «Молодой Гиппократ» продлевает прием работ на конкурс «Пептидные препараты - препараты XXI века» до 15 июня 2010 г. Далее...

Благотворительный Фонд «Молодой Гиппократ» объявляет внеочередной конкурс научных стипендий. Далее...

 
Первое дошедшее до нас обстоятельное сочинение о лекарственных растениях, в котором приведено научное обоснование их применения, принадлежит крупнейшему мыслителю, врачу Древней Греции, одному из родоначальников современной научной медицины Гиппократу. В нем он описал 236 лекарственных растений.
 
В своей лечебной практике Гиппократ использовал свыше 200 лекарственных растений и применял их без переработки. “Гениальнейший наблюдатель человеческих существ”, как назвал его И. П. Павлов, считал, что лекарственные вещества содержатся в природе в оптимальном виде и что лекарственные растения в необработанном виде или в виде соков оказывают лучшее действие на человеческий организм. После Гиппократа научная медицина с течением времени все реже прибегала к использованию готовых природных растительных средств лечения. Большинство же населения многих стран продолжали пользоваться для лечения травами, ибо врачебная помощь и официальные лечебные средства были малодоступны.
 
Нормальный образ жизни - путь к выздоровлению. Он способствует закалке организма, повышению сопротивляемости организма. Гиппократ утверждал: "Болезнь не сваливается человеку на голову, как гром с ясного неба. Она является результатом постоянных нарушений законов природы. Постепенно расширяясь и накапливаясь, эти нарушения внезапно прорываются в виде болезни, но сия внезапность только кажущаяся".
 
Вот одна из этих пытливых мыслей коснулась вопроса о том, как надо осматривать больного, и тут же возникает окончательное, все открывающее, точное слово, показывающее гораздо больше, чем простое наблюдение, и рисующее нам метод мышления ученого: "Осмотр тела - целое дело: он требует знания, слуха, обоняния, осязания, языка, рассуждения".
 
А вот еще рассуждение об осмотре больного из первой книги "Эпидемий": "Что касается до всех тех обстоятельств при болезнях, на основании которых должно устанавливать диагноз, то все это узнаем из общей природы всех людей и собственной всякого человека, из болезни и из больного, из всего того, что предписывается, и из того, кто предписывает, ибо и от этого больные или лучше, или тяжелее себя чувствуют; кроме того, из общего и частного состояния небесных явлений и всякой страны, из привычки, из образа питания, из рода жизни, из возраста каждого больного, из речей больного, нравов, молчания, мыслей, сна, отсутствия сна, из сновидений, какие они и когда появляются; из подергиваний, из зуда, из слез, из пароксизмов, из извержений, из мочи, из мокроты, из рвоты. Должно также смотреть на перемены в болезнях, из каких в какие происходят, и на отложения, ведущие к гибели или разрушению, далее - пот, озноб, похолодание тела, кашель, чиханье, икота, вдохи, отрыжки, ветры беззвучные или с шумом, истечения крови, геморрои. Исходя из всех этих признаков и того, что через них происходит, - следует вести исследование".
 
Следует отметить обширный круг требований. При осмотре врач принимает во внимание не только состояние больного в данный момент, но и прежние болезни и последствия, которые они могли оставить, он считается с образом жизни больного и климатом места обитания. Он не забывает о том, что, поскольку больной такой же человек, как и все остальные, для его познания надо познать и других людей; он исследует его мысли. Даже "умолчания" больного служат для него указанием! Задача непосильная, в которой запутался бы любой ум, лишенный широты. И еще один совет дал Гиппократ. Он не очень-то верил в удачу и счастье, которые могут быть залогом успешной работы врача. Куда важнее изо дня в день тянуть свою лямку, овладевая неустанно суммой необходимых приемов и знаний. “Иметь счастье, - считал он, - это значит делать хорошо свое дело, как его делают знающие люди. Иметь несчастье - это, не имея знаний, делать плохо. Оставаясь невеждой, можно ли быть удачливым и счастливым?..”.
 
Строго наблюдая за течением болезней, он придавал серьезное значение различным периодам болезней, особенно лихорадочных, острых, устанавливая определенные дни для кризиса, перелома болезни, когда организм, по его учению, сделает попытку освободиться от несваренных соков.
 
Как сказали бы сегодня - эта медицина отчетливо психосоматическая. Скажем проще: это медицина всего человека (тела и души), и связана она с его средой и образом жизни и с его прошлым. Последствия этого широкого подхода отражаются на лечении, которое будет в свою очередь требовать от больного, чтобы он, под руководством врача, весь - душой и телом - участвовал в своем выздоровлении.
 
Во времена Гиппократа верили, что болезни насылаются злыми духами или с помощью колдовства. Поэтому сам его подход к причинам болезней был новаторским. Он полагал, что болезни людям посылают не боги, они возникают по разным, причем вполне естественным, причинам.
 
Великая заслуга Гиппократа заключается в том, что он первый поставил медицину на научные основы, выведя ее из темного эмпиризма, и очистил от ложных философских теорий, зачастую противоречивших действительности, господствовавших над опытной, экспериментальной стороной дела. Смотря на медицину и философию как на две неразрывные науки, Гиппократ старался их и сочетать, и разделить, определяя каждой свои границы.
Rambler's Top100


Дизайн —   Mirada Viva